ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

14.1. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

НА НАДЕЖНОСТЬ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

Внешние условия окружающей среды влияют на работу силовых установок на земле и в полете. При низких температурах наружно­го воздуха значительно ухудшаются условия работы силовых уста­новок прежде всего на переходных режимах: при запуске, прогреве и изменении режимов двигателя. Чем ниже исходное температур­ное состояние силовой установки, тем выше температурная нерав­номерность и тем большие термические напряжения возникают на переходных режимах в рабочих узлах двигателей. Кроме того, при низких температурах из-за увеличения ьязкости масла ухудшаются условия смазки трущихся поверхностей двигателей и происходит повышенный их износ. Низкие температуры окружающей среды ухудшают эластичность резиновых изделий, применяющихся в виде уплотнений, дюритовых соединений, шлангов и т. п., что приводит к нарушению их герметичности.

При высоких температурах наружного воздуха возникают по­вышенные термические нагрузки в горячих частях двигателей (ка­меры сгорания, элементы турбины) и ухудшается смазка двигателя вследствие снижения вязкости масла.

Значительное влияние на техническое состояние силовых уста­новок оказывает запыленность воздуха, зависящая от состояния аэродромов. Наличие посторонних предметов на ВПП, рулежных полосах и стоянках самолетов может привести к повреждению ло­паток компрессоров и воздушных винтов. Досрочная съемка отдель­ных типов ТРД из-за попадания в компрессор посторонних пред­метов достигает 40—50% от общего количества досрочно снятых с эксплуатации двигателей. Поэтому необходим тщательный уход за ВПГЇ, рулежными дорожками и местами стоянок летательных аппаратов. При эксплуатации поршневых двигателей в условиях 218

ыЛЬИых аэродромов происходит повышенный износ цилиндро — поршневой группы.

‘ При эксплуатации ГТД в условиях повышенной пыльиости про­исходит износ лопаток компрессора и жаровых труб из-за попада­ния абразивных веществ в проточную часть двигателей. Находя­щиеся в воздухе абразивные частицы попадают в масло и топливо, в результате чего происходит ускоренный износ подшипников, раз цывание каналов топливных форсунок, засорение топливных и масляных фильтров. Кроме того, происходит загрязнение компрес­соров двигателей. Поэтому при эксплуатации двигателей в усло­виях пыльных аэродромов необходимо принимать меры, предотвра­щающие возникновение пыли и попадание ее в двигатели, своевре­менно герметично закрывать воздухозаборники н реактивные насадки и зачехлять двигатели.

К внешним условиям, влияющим на техническое состояние си­ловых установок, следует также отнести влажность воздуха. При эксплуатации двигателей в условиях повышенной влажности, в осо башостн в зонах жаркого морского климата, происходит коррозия деталей газовоздушного тракта, выполненных из алюминиевых и магниевых сплавов. Поэтому возникает необходимость дополни­тельной их защиты в эксплуатации путем нанесения лакокрасочных покрытий, масляных пленок и периодического контроля. Б условиях повышенной влажности наблюдаются случаи отказов в работе си стем зажигания поршневых двигателей из-за попадания влаги в магнето и в коллекторы проводников высокого напряжения.

Наиболее существенное влияние на надежность силовых уста­новок оказывают условия летной эксплуатации. К ним относится прежде всего протяженность воздушных трасс, на которых экс­плуатируется двигатели. При малой протяженности воздушных трасс будет повышенная наработка двигателей в пределах задан­ного ресурса на взлетном и номинальном режимах в увеличенное количество запусков. Указанные режимы являются наиболее напря жешшмц, вследствие чего по ним ограничивается ресурс двига­телей.

Анализ отказов зарубежных двигателей типа «Конуэй», «Спей », JT-8 позволил зарубежным авиационным компаниям выявить мия — ние среднего времени полета на повреждаемость двигателей Уста­новлено, что уменьшение среднего времени полета с двух часов до одного для указанных двигателей увеличивает интенсивность отка — зоп в 1,8 раза.

Длительное использование повышенных крейсерских режимов снижает усталостную прочность основных нагруженных узлов двн гателей (рис. 14.1). В связи с этим инженерный состав гражданской авиации должен постоянно вести разъясиительнуто рабоп сред і летного состава о соблюдении установленных режимов эхеплуата ции двигателей в полете и правильной регистрации наработки дви гателей на взлетном и поминальном режимах. В настоящее время разрабатывают автоматические регистраторы наработки двигателей на режимах, что позволит контролировать фактическую иаработ

Состояние двигателей и си­стем силовой установки во мно* гом зависит от качества приме­няемых смазочных материалов и топлив. Применение некондици­онных топлив приводит к быстро­му засорению топливных фильт­ров, повышенному износу топлив­ных насосов и топливорегулиру­ющей аппаратуры газотурбинных

** оц об 0^8 Л’ двигателей. Наличие в топливах Л/псх сульфата натрия, окиси ванадии при определенных условиях при — Рнс. 141. Зависимость долговеч — водит к образованию легкоплав­кости редуктора (/) и турбины (2) ких соединений на лопатках тур» ТВД от величины используемой бии и вызывает высокотемпера-

«птнплтя *